МФЦ – помощь гражданам и государственным, муниципальным органам
С января 2016 года в Цунтинском районе действует Многофункциональный центр (МФЦ) оказания государственных и муниципальных услуг «Мои документы». С первого дня работы МФЦ люди довольно активно начали обращаться за получением государственных и муниципальных услуг. Тут созданы все условия для комфортного и удобного обслуживания граждан. Это зал ожидания, электронная очередь, детский уголок. Администратор центра встречает каждого посетителя и отвечает на все интересующие заявителя вопросы. В трех задействованных окнах грамотные специалисты осуществляют прием и обработку документов и дают всю необходимую информацию заявителю. Юрист центра оказывает качественную юридическую помощь и дает всю необходимую консультацию по разным юридическим вопросам.
Для получения более конкретной информации и ответов на наши (редакции) вопросы мы взяли интервью у директора МФЦ «Мои документы» по Цунтинскому району Рамаева Магомеда.
Магомед, скажите, пожалуйста, сколько услуг принято и оказано через МФЦ?
На сегодняшний день принято 2324 услуги, оказано 1315. Данная статистика представлена с 1 февраля по 26 мая. В феврале у нас не были задействованы все технические средства, необходимые для оказания услуг, поэтому в полной мере мы работали 3 месяца. При этом вы знаете, какие у нас проблемы с электричеством и интернетом. Частые сбои интернета и отключения электричества, и проблемы с дорогой тоже нужно учитывать. Но, несмотря на это, я считаю для первых 3 месяцев работы это нормальный показатель. Конечно же, мы собираемся существенно увеличить количество услуг. Но на первом месте для нас стоит их качество. Пусть будет мало, но для нас главное, чтобы заявитель был доволен нашей работой. А если будет качество, то и количество придет.
Все эти услуги можно получать и в исполнительных органах, но почему заявители должны ходить именно в МФЦ?
Да, вы правы, гражданин имеет полное право обратиться за услугой напрямую в орган власти. Но если он хочет получит ее в комфортных условиях, если желает приятного обращения к себе, разъяснения всех ее нюансов, максимальную защиту его прав и интересов, в частности, при соблюдении сроков исполнения, ликвидации коррупционных составляющих, сокращение бумаг, времени и беготни по другим органам, то при таких условиях МФЦ и только МФЦ.
Давайте, к примеру, возьмем услугу - паспорт по достижении 14 лет. Паспортный стол находится в здании МВД, и, чтобы зайти туда, необходимо пройти через ворота контрольно-пропускного пункта МВД. Помещение паспортного стола - это одна комната, где нет нормальных рабочих мест даже для самих работников паспортного стола, повсюду стопки бумаг и документов. Нет определенного места ожидания, очередь никем не регулируется.
Кроме того, не все граждане знают о своих правах на исполнение документов в срок и размеры госпошлин. А если эти права нарушаются, заявитель просто не знает, как ему действовать, и, к сожалению, этим пользуются многие служащие госорганов. Но когда документы подаются через МФЦ, то в случае нарушения сроков и других прав заявителя, юрист МФЦ незамедлительно реагирует в виде жалобы в руководство данного органа или напрямую в прокуратуру. А сам заявитель всегда в курсе того, как исполняется его услуга, так как на каждой стадии оператор звонит и сообщает о том, на каком этапе в данный момент дело.
Некоторые граждане, которые обратились в МФЦ, высказывают отрицательные слова в ваш адрес, считают, что это лишний посредник, что были нарушены сроки исполнения документов. Что вы на это скажете?
Для начала поясню, что мы не являемся исполнительным органом. Мы принимаем документы, обрабатываем их и передаем в орган власти и после исполнения услуги выдаем результат заявителю. Да, я согласен, мы посредники, государственные посредники между заявителем и госорганом. Если от такого посредника сроки оказания услуги не уменьшаются, если количество документов для исполнения сокращаются, если этот посредник защищает ваши права и интересы перед госорганами, следит за исполнением услуг в срок и держит вас в курсе исполнения любого дела, если за вас получает большинство справок, то разве такой посредник не нужен?
Возьмем, к примеру, услугу - госрегистрация земли (зеленка на землю). Регистрационная палата находится в Гергебиле, Кадастровая - в Махачкале. Для того чтобы получить зеленку, вам нужен кадастровый паспорт, а, чтобы получить его, нужен межевой план. Чтобы сделать этот план, нужны кадастровые инженеры, которые правильно сделают вам спутниковые снимки и подготовят соответствующий межевой план. То есть что получается? Вам нужно привезти сюда инженера, который этим занимается. Далее, вы идете с ним в Кадастровую палату и получаете кадастровый паспорт в течении 10 дней после того, как вы сдали туда межевой и другие документы. Потом идете в Регистрационную палату с этим паспортом и получаете зеленку, и тоже в течении 10 дней с условием, что все представленные документы соответствуют требованиям. Даже при условии, что все документы на каждой стадии вы сделали строго в соответствии с требованиями, видно, сколько нужно беготни, времени и другой суеты. А если, скажем, Кадастровая вам отказала в связи с тем, что у вас неправильный межевой, или накладка на участке, или не в порядке правоустанавливающий документ, тогда этот процесс растянется во много раз, и человек потеряет кучу времени, денег и нервов. Конечно, можно все это делать и через частного посредника, который всю эту процедуру сделает за вас. Но в таком случае нет никаких гарантий, что ваши документы не потеряют, что вам не придется переплачивать в 3, а то и в 5 раз больше положенного.
Обратившись в МФЦ, заявитель представляет только один документ – правоустанавливающий на землю (выписка, постановление), в терминале, который находится в МФЦ, сам оплачивает госпошлину и отдает квитанцию оператору, и на этом его действия заканчиваются, остается приходить в МФЦ за готовым документом. Все остальное делает МФЦ: и межевой план, и кадастровый паспорт, и зеленку. В случае, если кадастровая или регистрационная палата дает отказ, если обнаружится накладка или возникнут другие проблемы, то всем этим тоже займется МФЦ. При этом заявитель всегда будет в курсе каждого факта по его делу.
Я считаю, что те отрицательные отзывы в наш адрес идут от двух категорий лиц: первые - это недобросовестные сотрудники госорганов и приближенные к ним лица, которые с появлением МФЦ потеряли свой «теневой» заработок. Вторая категория - это невежественные граждане, которые во всех своих бедах обвиняют кого угодно кроме себя. К примеру, к нам обратился один заявитель за услугой ФНС. Наши специалисты обработали его документы, собрали необходимый пакет и в срок представили в налоговую. Но, к сожалению, налоговая нарушила сроки исполнения, мы соответственно написали жалобу и встретились с руководством. После этого услуга была исполнена. Операторы и я лично несколько раз звонили заявителю, объяснили причину просрочки и рассказали о мерах, принятых нами. Но, чтобы мы не говорили и не доказывали, заявитель принципиально обвинял нас и ничего не хотел слушать. А сколько времени ушло бы у него на данную услугу, обратись он напрямую, и получил бы он его вообще без взятки? Такие заявители, конечно, не хотят об этом думать, они всегда бывают недовольны всем.
С другой стороны, абсолютное большинство граждан выражают благодарность, очень довольны работой наших сотрудников и, в целом, положительно отзываются о всей системе МФЦ в Дагестане.
Какие планы и цели в работе МФЦ в ближайшее время вы собираетесь реализовать?
Наша основная цель – создать максимально удобную и качественную систему взаимодействия граждан с госорганами при оказании государственных и муниципальных услуг. Наши центры помогают не только гражданам, но и самим госорганам. С появлением МФЦ у них существенно сократился поток заявителей, у сотрудников появилось больше времени и, в буквальном смысле, пространства для оказания услуг. Специалисты МФЦ предоставляют им готовый, обработанный пакет документов. Работники органов получают данный пакет от курьера либо по электронной системе и спокойно занимаются только рассмотрением этих документов, а разъяснением и консультацией заявителю, проверкой документов занимается специалист нашего центра. Мы хотим улучшить и укрепить наше взаимодействие с исполнительными органами, достичь полного доверия граждан и понимания того, что мы хотим сделать получение государственных и муниципальных услуг комфортным и законным.
Напомните, пожалуйста, наиболее основные услуги, оказываемые в МФЦ.
В МФЦ оказывают более 250 услуг. Наши сотрудники еженедельно проводят домовые обходы в селах, где гражданам рассказывают об услугах МФЦ.
В МФЦ «Мои документы» по Цунтинскому району оказывают следующие услуги:
1. Услуги Паспортного стола (ФМС) – получение, замена паспорта, выписка, прописка, получение загранпаспорта, оформление домовой книги, внесение детей в паспорт.
2. Услуги Налоговой службы (ФМС) – ИНН, справка об ИП, регистрация и ликвидация ИП и юридических лиц, выписка из ЕГРЮЛ, внесение изменений в учредительные документы и т.д.
3. Услуги Росреестра – регистрация земли, дома, помещения, переход права собственности, получение кадастрового паспорта, межевой и технический план, технический паспорт, выписка из кадастра недвижимости, выписка из ЕГРП и т.д.
4. Услуги администрации – разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, выписка из п/х книги, услуги ЗАГСа (свидетельство о рождении, смерти, браке, разводе), услуги опеки и попечительства и т.д.
5. Услуги пенсионного фонда – СНИЛС, справка о размере пенсий, сертификат мат. капитала, переход права с использованием материнского капитала и т.д.
6. Услуги УСЗН, ФОМС (Медицинский полис), МВД и т.д.
Это наиболее востребованные услуги в нашем центре, с полным перечнем услуг любой желающий может ознакомиться на официальном сайте МФЦ РД.
Также в последнее время МФЦ очень активно развивает услуги по развитию и поддержанию малого и среднего предпринимательства.
Для получения любой информации вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону 89387778261, 89387770224. Группы в социальных сетях «Вконтакте и Фейсбук МФЦ «Мои документы» Цунтинский район».
Директор МФЦ «Мои документы» по Цунтинскому району Рамаев Магомед Гантимагомедович.