ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗЦИЯ

В бесконечном разнообразии людей и материального мира, где хаотично бурлят обычаи, традиции, религиозные течения и законы разных государств, основным методом формирования цивилизованных отношений является гражданская позиция. Вне гражданской позиции как культурного скрепа по определению не возможны порядок и стабильность, не говоря уже о развитии культуры, экономики, образования и т. д.

Для нашего многострадального района понятие «гражданская позиция» имеет острую актуальность. Это связано с особенностями исторического пути развития нашего малочисленного цезского народа, известного в исторических источниках, в том числе античных, как дидойцы. Не случайно во всех академических справочниках нас называют «дидойцами» и, соответственно, наш язык «дидойским», обозначая рядом и самоназвание «цези», «цезский язык».

В чем особенность нашего исторического пути развития?

В том, что мы, дидойцы, приняли ислам позже всех других дагестанских народов. У нас не было ханов и беков, то есть наши села представляли собой вольное общество, формально управляемое выборными старшинами. Иначе говоря, мы развивались в форме естественной демократии, а это, как верно разъясняет доктор политических наук Алим Темирбулатов в своей монографии «Книга кайтагской памяти», является обыкновенной анархией. То есть такой формой общественной жизни, когда никто ни кому по доброй воле не подчиняется и, соответственно, никаким принципам и нормам справедливости не следует. Всякие спорные вопросы решаются методом силы и жестокости.

Конечно, справедливость и общественный порядок нарушались и до сих пор нарушаются во всех прочих формах общежития (при монархии, феодализме, теократии, авторитаризме, демократии и др.). Но вопрос в том, что цивилизованные формы жизни при анархии не возможны совершенно, а при монархии и феодализме, теократии, авторитаризме и более всего демократии – возможны и даже очень.

Тут, наверное, не лишне еще одно пояснение. Дидойцы впервые обратили внимание на благо государственности, главным скрепом которой является гражданская позиция, в самом начале XIX века, 1806 году. Тогда «делегация Дидойского союза 12 сельских обществ-аулов обратилась к военному российскому командованию в г. Телави с просьбой о принятии в российское подданство» - говорится в ряде исторических исследований, в т. ч. в Википедии на статью «Дагестан».

Выходит, мы не только ислам приняли после всех, но и в состав Российской Империи вошли с большим опозданием.

Для сравнения: кумыки начали проситься в подданство русского царя (Михаила I Федоровича) 1616 году, кайтагский уцмий – 1631 г., аварский хан и кюринские (лезгинские) старшины присягнули на верноподданство русскому царю в 1727 году, андийцы – 1731 г.

Иными словами, анализируя исторические этапы развития нашего народа, мы логическим путем приходим к выводу о том, что наша ментальность чрезмерно консервативна. А развитие и особенно цивилизационное требует от больших и малых народов некоторой открытости новшествам, модернизму. Иначе нельзя адекватно оценивать действительность.

Новейшая история района

Говоря о новейшей истории нашего района, например в отрезке постсоветского времени, мы неизбежно столкнемся с диалектическим моментом, требующим рассмотрения любого вопроса с двух разных сторон, например, хорошей и плохой.

Хорошее в жизни цезов/дидойцев было то, что районный центр вернули на своё историческое место; в условиях полной свободы совести – произошло мощное развитие религиозного просвещения, выходцы нашего района работают имамами мечетей во многих районах и села республики; также в социальной сфере произошли позитивные сдвиги, улучшилось благосостояние людей, дороги стали шире и более безопаснее, да и дома теперь в селах района строят нечета старым.

Плохим, или самым плохим, в этом контексте, я бы назвал неожиданную радикализацию определенной части верующих. То есть возникновение на территории района экстремистско-террористических групп. До сих пор ни один ученый-психолог, как признается наш знаменитый профессор Магомед Долгатов, не смог разобраться в механизме мышления экстремистов и террористов. С какой стати они вдруг решили, что Аллах им поможет победить государство? Это обстоятельство наш философ и писатель Магомед Султанов-Барсов назвал «синдромом рудимента», это когда взрослый человек мыслит, как избалованный ребенок.

Иными словами, несколько сот выходцев нашего района, не владеющие никакими научными знаниями и не имеющие опыта руководства госучреждениями, вдруг решили потягаться с государственным строем РФ. В результате они были уничтожены правоохранительными органами, иными словами погибли без всякого смысла и пользы для ислама.

Вот уж где верно говорят: «Человеку легче умереть за идею, чем соответствовать ей».

Резюмируя вышесказанное хочу добавить: гражданская позиция это мировоззренческий принцип, выработанный вследствие понимания, что нет у рода человеческого другого метода или формы улучшения общественной жизни, чем форма государственного общежития. Ведь не случайно сам пророк ислама Мухаммад (с.а.в.) наставлял своих последователей на государственную форму общественной жизни. Другое дело, если государство приобрело характер воинственного атеизма. Но ведь этого нет в Российской Федерации.

Народы нашей страны имеют полную свободу в вопросах веры и убеждения. Единственным же условием является Закон (действующее законодательство). Не нарушайте законы, исповедуйте веру и живите, радуясь дарованным Аллахом и государство благами... И не обзывайте меня «ширкуном» (многобожником) из-за того, что я наряду с Аллахом назвал еще и государство. Аллах создает всё естественное, а государство – искусственное. Разве, нет? А вот по извращенным убеждениям экстремистов получается, что Аллах будет для них землю пахать, хлеб сеять, заводы с фабриками строит? Это в корне противоречит исламу. Аллах сотворил мироздание из двух видов материи – духовной и вещественной, дал истинную религию. А вот уже, как всеми этими благами распорядятся верующие и не верующие, Аллах объяснит каждому на судном дне.

Лично я так понимаю ислам, исламскую культуру и смысл земной жизни.

 

Магомед Шамилов,

Заместитель главы

МР «Цунтинский район»