ДИДАКТИКА В ЦУНТИНСКОМ РАЙОНЕ

В районном собрании депутатов МР «Цунтинский район» состоялось заседание круглого стола на тему повышения качества школьного образования. Модератором заседания выступил председатель Цунтинского райсобрания Исрапил Абдуллаев.

В мероприятии приняли участие заведующий методико-информационного комитета МКУ «УО и МП» Газимагомед Абакаров и ряд методистов данного учреждения: Магомед Магомедов, Патимат Ибрагимова, Залумхан Валиев, Шамсудин Далгатов. Также в работе заседания участвовали депутаты райсобрания и руководитель «СМИ и ИТО» района Магомед Султанов-Барсов.

Исрапил Газимагомедович, открывая заседание сказал:

- Уважаемые друзья, коллеги, специалисты Управления образования и молодежной политики. Я хоть и представляю в районе законодательную власть и не имею полномочий вторгаться в работу органов муниципальной власти и местного самоуправления, решил сегодня собрать вас и поговорить в свободном формате об одной из самой наболевшей проблеме нашего района. Это качество школьного образования.

Как вы сами знаете, школьное образование в районе оставляет желать много лучшего. Хотя, вместе с тем, я бы не стал уж очень драматизировать ситуацию. Аналогичные проблемы имеются во многих районах республики. Муниципальные власти и аппарат Минобрнауки бьются над этой проблемой уже который год, но особых сдвигов, как говорят специалисты, в этом вопросе пока еще нет. Поэтому нам важно обменятся мнениями, взглядами, статистическими данными и живыми примерами, позволяющими пролить свет на данную проблему.

Предлагаю послушать сначала аксакала районного образования, химика по педагогической специальности Магомеда Абдурахмановича.

- Спасибо, Исрапил Газимагомедович за предоставленное слово. Я согласен с Вашей постановкой вопроса. Но тем не менее я буду критичен в решении данной проблемы. Я считаю, что до тех пор, пока в районе директорам школ будет позволено совершать засилье родственников в учительские штаты, порой с вопиющими нарушениями, повысить качество образования будет не возможно по определению.

Это первый мой тезис. Второй тезис имеет более методический характер. Очень важно назначать в школах заучей не по критериям послушности, а таких учителей, которые знают школьное дело производство и свободно ориентируются в программах обучения. То есть толковых педагогов.

Затем слово было предоставлено заведующему ИИК Газимагомеду Абакарову, который в частности сказал о необходимости сделать процедуру и весь этап сдачи ЕГЭ максимально прозрачным. Также необходимо ужесточить порядок и процедуру курсов повышения квалификации учителей.

И последнее, было бы хорошо ввести в школах штаты заместителей по воспитательной работе.

У участников заседания возникли вопросы относительно процедуры сдачи ЕГЭ. В ходе дискуссии выяснилось, что основные проблемы с ЕГЭ во всех школах республики идентичны, а потому и не следует изобретать новый велосипед.

- И всё же нам не удалось установить основную причину низкого качества образования в школах района, - вернул участников заседание на исходную позицию председатель райсобрания И. Абдулаев. – Всё, что вы говорили имеют методический и процедурный характер, что тоже важно учесть при решении данной проблемы. Но, тем не менее, я полагаю нам важно уловить основное гнездо проблемы, генерирующий низкое качество образования. Или вы считаете, что нет такого фактора в районе?

- Лично я так не считаю, - отозвался главный редактор районной газеты «Дидойских вестей», он же руководитель МКУ «СМИ и ИТО». Я знаю наверняка основную причину, в силу которого уже много лет школы района, мягко говоря, не прогрессируют. Это плохое владение русским языком. Ведь не для красного словца Иван Тургенев объяснил суть и значение русского языка четырьмя дефинициями: «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Он один из тех русских классиков, понимавших взаимозависимость языка и мышления. Именно в языке он видел субстрат духовной культуры человека.

В процедурном плане здесь наблюдается следующая проблема. Для того, чтобы дети усваивали учебную программу на уровне программных стандартов крайне важно, чтобы учителя являли собой положительный пример владения русским языком. Это один из важнейших принципов дидактики.

Затем, чтобы повысить де-факто квалификацию учителей и в частности уровень русского языка, необходимо сформировать кадровый резерв преподавателей района. И вообще разработать критерии качества русского языка, по которым руководство района могло бы оценивать учителей и прежде всего директоров школ. Конечно, эти критерии должны разрабатываться с учетом особенностей ментальности и языковой культуры жителей района.

Дело в том, что директора и учителя в школах района должны ощущать конкуренцию и знать, что есть, кем их заменить.

После бурной и продолжительной дискуссии, модератор круглого стола вынес на голосование ряд вопросов с тем, чтобы подготовить Обращение главе МР «Цунтинский район» Шамилю Магомедову.

В частности в Обращении говориться:

  1. В целях повышения качества школьного образования в Цунтинском районе, мы рекомендуем выработать правовой нормативный акт, позволяющий оценивать квалификацию директоров школ и учителей в дополнении к имеющимся, еще и качеством фактического владения русским языком на уровне общеобразовательных стандартов.
  2. Формировать кадровый резерв преподавателей и директоров школ района.

Участники круглого стола единогласно проголосовали за данное Обращение.

Исрапил ИСРАПИЛОВ