«Бузнинская» народная дорога предков остро нуждается в помощи

Мы уже писали о строящейся на народные деньги автодороге «Бузнаса нух». Учитывая важность этой дороги для Нагорного Дагестана, возвращаемся к этой теме еще раз.

Мы знаем, что один из принципов Ислама гласит: «Самый достойный из людей тот, который полезен людям. Самое лучшее добро то, которое расходуется на пути Аллаха. А самое лучшее из того, что расходуется на пути Аллаха, это то, что потрачено на удовлетворение самых насущных потребностей людей».

Речь здесь идет о добровольном пожертвовании – садаке джарии, о непрерывной милостыне, которая подразумевает пожертвования на строительство мест общего пользования (мечетей, мостов, дорог и т.д.), из-за которого человек постоянно получает награду, хотя эта милостыня была оказана лишь однажды. Например, человек выкапывает колодец или скважину или тем или иным способом помогает осуществлению этого процесса. До тех пор, пока люди продолжают извлекать пользу от воды, он будет продолжать получать награду за снабжение ею людей в обоих мирах. Поэтому каждому выгодно вложить средства разумно, с большой пользой для себя.

Покойный имам одной из крупных и старинных мечетей  Махачкалы Идрис-хажи  Исрапилов  в своё время, когда строили Дом Аллаха, разъяснял прихожанам, что «мечеть мы не заберём с собой, а заберём деяния, совершённые нами, поэтому пока не поздно, пока являетесь хозяевами ваших средств, помогайте, кто, чем может, а за помощь, оказанную вами здесь, особенно мечети, вам будет вознаграждение на том свете».

В настоящее время есть уникальная возможность вложить свои средства на строительство народной «Бузнинской» дороги, которая в свое время была построена нашими предками. Дело  в том, что наши отцы и деды в неимоверно трудных условиях, без каких-либо технических средств, группами по 10-20 человек горцев  с каждого села северного Горного Дагестана,   при жаре и  холоде, зимой и летом собственными силами, простейшими подручными средствами и орудиями труда – лопатами, кирками, ломами и кувалдами - ещё со времён имама Шамиля строили эту самую кратчайшую для пешеходов и гужевого транспорта дорогу (фото 1).  Видно, что тогда строители работали на совесть, поскольку стены на краю дороги или мосты, построенные без особенных специальных средств строительства,  до настоящего  времени выглядят довольно хорошо и сохранились вполне в рабочем состоянии.

В таких трудных, тяжелейших

            

 Фото 1. Участки «Бузнинской» дороги предков.

условиях через отвесные скалы вдоль реки Сулак была  пробита «Жизненная дорога», которая послужила единственным и самым кратчайшим  узлом связи Внутреннегорного и Высокогорного Дагестана с предгорьем и низменной частью Республики.

По рассказам аксакала-очевидца,  на определённых участках этой дороги при проезде арбы одного быка заменяли люди, поскольку не хватало ширины дороги для прохода на упряжке одновременно для двух быков. Строительство дороги была выбрана как самая короткая,  всепогодная и без перевала. Горцы пешком и на арбах ездили по этой дороге торговать в предгорные и  низменные районы Дагестана.

Однако этот жизненно важный опыт умудрённых аксакалов не нашли практического применения в последующем. Мы  никак не можем понять, почему инженеры, другие специалисты или высоко поставленные ответственные чиновники, несмотря на жизненный опыт  и историю строительства дорог предками, решили пробыть тоннель через Гимринский хребет, расходуя сотни миллиардов рублей, когда можно было бы просто  расширить и, где надо, улучшить современной техникой дорогу вдоль Сулака.  Ведь последний вариант народной  автомобильной Бузнинской дороги предков, строительство которого развернулось в последнее время, в десятки и сотни раз дешевле и экономически выгодней: дорога была бы  без перевальной, всепогодной, самой короткой и безопасной, с меньшими затратами и в кратчайший срок.

 Начиная с 2014 года, за счёт сбережений и пожертвований горцев  начали строить дорогу протяжённостью 30 км и шириной 12 м, названную «Бузнинской» народной, от селения Черкей до слияния двух притоков реки Сулака – Аварского и Андийского Койсу. Строится она под руководством специалиста–дорожника с большим рабочим стажем Магомед-Камила Дибирова, человека, болеющего душой  и горящего желанием строить и завершить данную дорогу, являющегося инициатором её строительства. Он руководил в свое время на одном из самых ответственных и трудных участков  при строительстве дороги Гимры–Чирката.   

Дорога эта - очень сложная, холмистая, со скалами 4-5 категории - строится в двух направлениях: в северном – от селения Черкей и южном – в сторону слияния двух рек (Андийского и Аварского Койсу) - по старой Бузнинской дороге – дороге предков (фото 2).

  

Фото 2. Южное и северное направления строительства участка народной «Бузнинской» дороги предков.

Под руководством Магомед-Камила Дибирова сделана и по сей день делается большая работа по строительству и завершению данной дороги. В его планах в перспективе и строительство мечети для путников на удобной и подходящей  площадке по этой дороге.

К настоящему времени, со слов руководителя, вдоль Чиркейского водохранилища построено 12 метровой ширины  17 км  дороги. По завершении она будет самой короткой, бесперевальной и безопасной, а также всепогодной, поскольку  она строится на высоте 370–500 м над уровнем моря.  Для жителей Нагорного Дагестана, для горцев вдоль четырёх Койсу (Андийского, Аварского, Кара- и Казикумухского) при проезде в северные низменные районы (Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр) Республики  и дальше в Россию, минуя Буйнакск и Махачкалу, в целом дорога по поймам этих рек до Кизилюрта сокращается на 26 км.

Она пока строится чисто только  за народные деньги, которые собирали «болельщики» или, как принято сейчас говорит, «волонтёры» в мечетях и аулах. Правительство Республики Дагестан не израсходовало на её строительство ещё ни одной копейки, хотя речь идёт о благосостоянии и создании благоприятных условий для жителей горных районов Дагестана.

На просьбу Исы Абдулаева из селения Мокок Цунтинского района  о помощи в строительстве Бузнинской дороги, согласно газете «Истина» от 11 мая 2018 года,  от руководства РД получен положительный ответ с обещанием выделить деньги. Однако первый заместитель министра автотранспорта и дорожного строительства Магомед Тагиров далее разъясняет о том, что в 2018 году средства в бюджете заложены только для  подготовки проектно-сметной документации данного объекта. Но в то же время руководством РД дано указание не выделять средства на новые объекты, пока не будут завершены уже начатые.

Из вышесказанного вытекает, что помощь от государства в нынешнем году нет смысла ждать, а  можно надеяться, в лучшем случае, только в следующем году, и то, если будут завершены начатые.

К великому сожалению, средства, собранные до сего дня от народа, недостаточны и не хватают для завершения таких масштабных строительных работ. Особенно в южном направлении, где находится проблемный участок пятой категории протяжённостью 4 км в районе «Бузнинской скалы», требуются специальные буро-взрывные работы.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами мы очень надеемся на разум и мудрость имеющих возможность состоятельных людей, что они не останутся на стороне и не пожалеют из скромного своего бюджета выделить средства на строительство и завершение этой дороги, хотя бы в гравийном варианте, к концу этого года. Данный вариант является оптимальным и самым выгодным. Желающие, которые хотят помочь и выделить средства  на благотворительные цели, просим перечислить на банковскую карточку (8988-77-821-18) руководителя этой стройки  Магомед-Камила Дибирова (контактный телефон – 8 928-595-29-76). И принявшие в этом благородном мероприятии люди, мы уверены, не пожалеют об этом, поскольку,  пока будут пользоваться данной дорогой, будут получать беспрерывное  вознаграждение от Всевышнего в обоих мирах. Тем более что сейчас наступил свящённый месяц Рамадан – месяц уммы

Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), за весь период которого открываются двери рая и закрываются двери ада, а дьяволы заковываются в цепи,

а воздаяние–награда за добро в котором увеличивается многократно. Тем более, согласно хадисам Пророка МухIаммада  (мир ему и благословение Аллаха), а «превосходство месяца Рамадан равно превосходству Аллаха по сравнению с Его творениями» и «вознаграждение за добрые дела и поклонение и в то же время наказание мусульманина, за совершенные в течение пяти свящённых месяцев грехи, увеличиваются в 70 раз.

Пусть Всевышний Аллах поможет всем нам чтить должным образом достоинство этого свящённого месяца, удержит нас от совершения запретного в нём и многократно воздаст за благие поступки, в том числе и за пожертвование садакъа–джарии на строительство этого объекта! Амин.

Али Хабибов